Арт-урок для обучения детей навыкам гигиены рта
Сценарий арт-урока «Чистим зубы и рисуем» разработан Почетным президентом Профессионального общества гигиенистов стоматологических, к.м.н. Светланой Сергеевной Шевченко для индивидуального и группового обучения навыкам гигиены рта детей визуального, аудиального или кинестатического типов восприятия от 3 до 14 лет (одновременно не более 3 человек).
- письменный стол,
- индивидуальный набор акварельных красок,
- стакан с водой,
- альбомные листы (А4),
- детская зубная щетка-кисть для рисования,
- индивидуально подобранные в соответствии с возрастом обучающихся детей зубная паста и щетка,
- реминерализирующий гель и одноразовая капа .
Время проведения урока: от 15 минут до 30 минут (для группы).
1 этап: ведущий – гигиенист стоматологический, врач-стоматолог, педагог, или родитель в игровой форме обучает правильным движениям ребенка с помощью старой зубной щетки, которая используется в качестве кисточки для рисования.
Для обучения правильным движениям зубной щетки на верхней челюсти необходимо щеткой-кистью, смоченной синей краской, на альбомном листе делать движения сверху-вниз от верхнего края листа (располагая щетку под углом 45 градусов). Ребёнка просят такими движениями нарисовать голубое небо, постепенно передвигая головку щетки по длине листа (см. рисунок).
Важно, чтобы ребенок совершал движения сверху вниз и ведущий комментирует, что «небо всегда располагается сверху вниз к земле». Этот образ легко ассоциативно запоминается ребенком. Повторные движения убеждают его в том, что на листе не остаются белые полосы, и если так повторять при чистке зубов, то зубы качественно очищаются. На листе от повторных движений щеткой могут появляться «катышки» бумажного волокна, ребенку можно это прокомментировать, что во рту при чистке зубов так скатывается зубной налет и его легче потом выполаскивать. После закрашивании голубого неба по всей длине альбомного листа - щетка споласкивается.
Для обучения правильным движениям зубной щетки для нижней челюсти необходимо щеткой-кистью, смоченной зеленой краской, на альбомном листе делать движения снизу-вверх от нижнего края листа (располагая щетку под углом 45 градусов). Ведущий комментирует, что «трава всегда растет из земли вверх к небу». Этот образ легко ассоциативно запоминается ребенком. Ребенка просят такими движениями нарисовать зеленую траву, постепенно передвигая головку щетки по длине листа (см. рисунок).
Ребенок наглядно видит, что если он спешит, то на листе остаются неокрашенные полосы. Ведущий обращает внимание, что точно так же и во рту при быстрых движениях щетки мы не захватываем и не очищаем все зубы. На рисунке он показывает правильные движения и просит ребенка делать более медленно (по 5–10 движений на одном месте) и стараться закрашивать последовательно зеленой краской. После закрашивания нижнего края альбомного листа по всей длине - щетка споласкивается.
Для обучения детей круговым движениям зубной щеки при очищении жевательных зубов щеткой-кистью, смоченной желтой краской, на альбомном листе делают круговые движения, получается желтое солнце над травой. Ребенок повторяет 5–10 круговых движений. Ведущий комментирует , что «Солнце круглое и дает свет всему вокруг». Этот образ легко ассоциативно запоминается ребенком (см. рисунок).
Далее ребенку предлагается открыть зубную пасту и научить его выдавливать количество пасты размером с «горошину» на лист на голубое небо. Это дает понимание ребенку о достаточном количестве зубной пасты во время ежедневной чистки зубов. Игровой компонент - попросить ребенка его пальчиком с помощью белой зубной пасты нарисовать облачко.
Ведущий комментирует, что «паста во рту будет пениться, как пушистые белые облака и водичка, как дождик будет все смывать». Этот образ легко ассоциативно запоминается ребенком.
Для формирования знаний об укреплении эмали зубов с помощью аппликаций реминерализующего геля с кальцием на зубы ведущий обучает ребенка рисованию радуги рядом с солнцем. Ребенок берет щеткой одновременно любые 3 цвета и рисует дугу радуги на листе. Это легко изобразить если поставить щетку плотно к листу и нарисовать полукруг. Ведущий комментирует, что «зубы во рту расположены полукругом, как радуга». Этот образ легко ассоциативно запоминается ребенком.
2-й этап: формирование навыков правильной чистки зубов.
Ребенку выдается новая зубная щетка без пасты и предлагается повторить движения по рисованию «голубого неба» на зубах верхней челюсти (снаружи и изнутри), «зеленой травы» на зубах нижней челюсти (снаружи и изнутри), и движения «солнышко» для жевательных поверхностей моляров. Далее ребенок споласкивает рот и ему на зубную щетку выдавливается «горошинка» реминерализирующего геля с кальцием, который необходимо распределить по всем зубам – нарисовать «радугу».
По окончании чистки зубов родителям выдаются зубная щетка, зубная паста, реминерализирующий гель и индивидуально подобранная для ребенка капа для закрепления навыка аппликаций реминерализирующего геля - «радуги» на зубах. Инструкция к применению зубной пасты, зубной щетки и реминерализующего геля располагается на упаковке. Ребенку по окончании занятия выдается его рисунок в память об обучении и поощрительный подарок.
Если во время отработки навыков чистки зубов нет возможности обучать детей около раковины с водой, то можно провести обучение без использования реминерализирующего геля. Это упрощает организацию арт-урока.
Арт-урок «Чистим зубы и рисуем» к.м.н. Светланы Сергеевны Шевченко позволяет соединить в обучении увлекательное рисование нестандартной кисточкой зубной щеткой, отработку мануальных движений зубной щетки при чистке зубов ребенком и их осознанное «ассоциативное» повторение.
Для обучения детей навыкам гигиены рта на английском языке Светланой Сергеевной разработана англоязычная версия арт-урока: "Brush teeth and paint"
- Комментарии